Главная » МОДА » Описание национального женского татарского костюма
Дата: 26.02.2020

Описание национального женского татарского костюма

Народный костюм любой этнической общности хранит в себе ее уникальные традиции и тайны предков. Не является исключением и народная одежда татар с богатой историей и обычаями. Национальный женский татарский костюм представляет собой единый стилевой комплекс элементов традиционной одежды, отражающий основные характеристики этнической общности народа. На формирование и развитие внешнего облика костюма большое влияние оказала религия, а также социально-экономические и природно-территориальные условия среды обитания татарского населения.

Немного истории

Национальный костюм татар зародился в начале 18 века. Уже тогда образовались его основные черты и особенности, которые сохранили свою первоначальную целостность и своеобразие, несмотря на ряд изменений в последующие исторические времена. Во второй половине 19 столетия традиционный женский татарский костюм утратил архаичность. И благодаря появлению и распространению фабричных тканей сформировался более утонченный его стиль, основу которого стали представлять подогнанные по фигуре платья и короткие приталенные камзолы и жилеты.

О чем может рассказать нам костюм

Внешний облик народного костюма татар при внимательном рассмотрении может рассказать о состоятельности человека, его положении в обществе, определить социальный статус или возрастную категорию женщины, а также выявить религиозные предпочтения. Кроме того, элементы костюма позволяют установить с большой долей вероятности принадлежность к кочевым или земледельческим группам народностей, отметить горожанок или сельских жительниц.

Особенности и разновидности татарского национального костюма

Основу традиционного женского костюма татар составляет нижняя и верхняя одежда. Нижняя одежда включает три главных элемента – рубашку («кулмэк»), нагрудник («кукрэкча») и штаны («ыштан»).

Рубаха могла служить и нательной одеждой, и платьем. Как правило, она имела туникообразный крой и длину до самых щиколоток. В середине 19 века сформировалось три вида рубах в татарском женском костюме – с цельнокроеной основой, с укороченной основой и пришитым к ней подолом и с отрезной конструкцией из остова, широкого подола и отдельно пришитого волана. Женские рубахи выполнялись из домотканого полотна или покупных тканей и украшались разноцветными шелковыми и атласными лентами, кружевами, тесьмой, кистями и вышивкой.

Нагрудник представляет собой важный элемент народного татарского костюма в виде куска мягкой ткани прямоугольной или трапецевидной формы. Он прикреплялся при помощи одной или нескольких лямок-тесемок, пришитых к основанию материала, на шее или спине и надевался под рубаху. Такой своеобразный старинный аналог современного бюстгальтера. Наличие нагрудника в традиционном женском татарском костюме объясняется его историческим предназначением – скрыть слишком глубокий вырез рубахи и спрятать грудь кормящей женщины от недоброго взгляда. Он также украшался вышивкой, которая в древние времена имела не только декоративное, но и защитно-сакральной значение.

Еще одним неотъемлемым элементом нижней одежды татарки являлись широкие штаны, сшитые по типу мужского кроя, из двух штанин, без боковых швов с прямоугольной вставкой или клиньями между ними, обычно из однотонной, темно-красной или синей ткани.

ВАЖНО. Дополнительной частью женского комплекта одежды считается передник, который носили поверх рубахи. Он входил как в набор рабочей повседневной одежды, так и мог быть элементом празднично-выходного костюма.

Верхняя одежда в народном костюме татар подразделялась на домашнюю и выходную. Среди домашних видов наибольшее распространение получили камзолы. Их шили очень длиннополыми или короткими до бедер, с рукавами или без них, с высокими бортами или глубоким вырезом, с запахом или без него. Края бортов, подола и проймы рукавов камзолов украшали полосками позумента, галуна, птичьими перьями или мехом, а саму ткань расшивали узорами из золотых и серебряных нитей, аппликациями и монетами.

Современную женскую одежду можно подобрать на WildBerries https://www.wildberries.ru/catalog/zhenshchinam/odezhda/verhnyaya-odezhda.

Выходная верхняя одежда в женском комплекте встречалась таких видов:

  • «жилен» — удлиненный наряд с длинным рукавом из плиса, бархата или кашемира ярких расцветок;
  • «чоба» — одежда из льняных тканей без подклада и без ворота, с треугольным вырезом;
  • «бешмет» — демисезонный и зимний элемент гардероба из хлопчатобумажной или шелковой ткани на вате;
  • «тун» — расклешенная шуба из овчины или лисьего меха ниже колен с длинными рукавами и застежкой на кожаных пуговицах или крючках.

Современный татарский национальный костюм чаще всего представляет собой закрытое платье А-силуэта с широкими рукавами, украшенными воланами и воротником-стойкой. Рубашка и камзол встречаются гораздо реже. Головной убор почти не изменился. Применяется народный костюм в настоящее время в случаях традиционных национальных праздников и обрядов, для народных танцев. Расцветки используются яркие и разнообразные, с большим количеством вышивки.

ВАЖНО. Разрешается даже применение белых цветов в современных женских народных костюмах татар, хотя ранее он считался цветом скорби.

Ткань и орнаменты

Исторически сложилось два способа применения тканей в татарском народном костюме – самостоятельное изготовление полотен в домашних условиях – ткачество и применение готовых, купленных тканей. Традиционно домотканые изделия создавались в нескольких расцветках:

  • клетка – мелкая и крупная, одноцветная или многоцветная;
  • полосатый орнамент из сочетаний полосок разной ширины и оттенков;
  • узорчатость – орнаменты, напоминающие вышивку.

Для пошива одежды применялись шерстяные ткани, бархат, мех. Позднее стали использовать шелковые и хлопчатобумажные полотна, атлас. В татарском народном костюме принято комбинировать ткани и расцветки для большей оригинальности и праздничного контраста.

Орнаментальная вышивка в татарской национальной одежде применялась, в основном, в виде разнообразных растительных элементов декора – степных цветов (маков, тюльпанов, незабудок), луговых трав (колокольчиков, ромашек, васильков), садовых букетов (георгинов, роз, пионов, нарциссов, ирисов, хризантем).

Встречаются в нарядах и орнаменты в форме колосков и виноградной лозы, ягод и пальмовых листьев. Для татарской вышивки характерна полихромность – выполнение одного и того же мотива разными оттенками. Геометрическим узорам в виде волн сердец, полосок, меандр отводится второстепенная роль.

СПРАВКА. В старину женский народный костюм татар декорировался арабской вязью.

Цвета и оттенки

В традиционном национальном костюме татар всегда преобладают яркие цветовые сочетания, с большим количеством вставок, оборок, вышивок. Первоначально преобладающим цветом одежды был красный, который считался символом родовитости и денежной состоятельности обладателя костюма. Позднее появились другие оттенки – зеленые, синие, бордовые. Колорит цветовой палитры яркий и многообразный – до 4-5 и более тонов в комбинации. Часто встречаемое сочетание – на темно-красной основе оранжевые, синие и желтые тона.

ВАЖНО. Белый цвет в традициях татар соотносится с печальными событиями и означает траур или старость.

Головные уборы

Национальный костюм татар включает обязательный атрибут – головной убор. С древних времен татарские женщины следовали религиозным верованиям и обычаям покрывать голову и прятать волосы, особенно при нахождении на людях. Головные женские уборы в татарском костюме различаются в зависимости от возраста и социального статуса женщины.

Девичьи головные уборы имеют отличительную особенность – шапкообразную конструкцию и отсутствие волосника. Основные типы головных уборов для молодых девушек – это:

  • «тайка» — шапка-повязка с открытым верхом;
  • «такыя» — шапка с закрытым верхом;
  • «калфак» — длинный мешочек или плоский колпак, сшитый из материи или связанный из ниток и украшенный бахромой, вышивкой, золотым шитьем, монетами или кисточками.

Головные уборы замужних женщин включают волосники и покрывала, призванные закрывать спину и волосы. Поверх покрывал часто надевали монетные шапочки – «кашпау» — с остроконечным или открытым верхом. Иногда к таким шапкам прикреплялись ушные подвески. Для зимнего периода применялись меховые шапки из темного бархата с подкладкой – «качат бурек».

СПРАВКА. Широко исползовались в женских татарских нарядах и разнообразные платки всевозможных расцветок и форм.

Как носили украшения

Народный костюм татар всегда отличался большим количеством и ассортиментом украшений. Женщины всех возрастов носили их и в будние дни, и в праздники. Кроме того, их обилие, многообразие и ценность говорили об успехе и достатке семьи. Самые распространенные виды украшений в традициях татар:

серьги – один из главных атрибутов женского образа, их носили с раннего детства до глубокой старости, изготавливались из рукодельных или ювелирных материалов;

  • накосник – народный элемент для оформления прически;
  • нагрудник;
  • перевязь – лента с кармашками для текстов из Корана;
  • подвески, ожерелья, монисто;
  • браслеты, перстни;
  • поясные пряжки.

В конце 19 века на смену традиционным монументальным массивным украшениям пришли более ажурные и изящные элементы.

Рекомендуем — Верхняя женская одежда .

Национальная татарская обувь

В женском наряде татар весь образ является единым целым, в него входит не только одежда и аксессуары, но и обувь. Женская обувь как один из обязательных атрибутов народного костюма татар во все времена имела большое сходство с мужской. Отличия заключались лишь в особенностях декоративного оформления, высоте каблука и размере голенища. В татарском национальном костюме принято различать нижнюю и верхнюю обувь. Первая представляет собой чулки «оек», которые изготавливались из сукна, холстины, войлока или шерсти. Верхняя обувь была выполнена из кожи, лыка, валяного материала или меха. Кожаная обувь пользовалась наибольшей популярностью у зажиточных горожан и средних слоев населения. Выделяют несколько типов кожаной обуви у татар:

  • высокие сапожки из мягкой кожи (юфти, хрома или сафьяна) с мягкой подошвой, представлена в двух вариантах – однотонные черные и узорные ичиги, выполненные в технике кожаной мозаики из разноцветных кусочков кожи, скрепленных отделочными шелковыми нитями;
  • сапоги с высоким голенищем и твердой подошвой – из сыромятной (коровьей, конской, козьей) кожи;
  • сапожки из кожаных калош и белого шерстяного суконного голенища («сарык ката»);
  • «кэвеги, «ката» — низкая обувь в виде калош из толстой кожи на твердой подошве с острыми, поднятыми вверх, или же тупыми носами;
  • «башмак ката» — вариант предыдущего вида, отличающийся отделочной бахромой и наличием каблуков.

В сельской местности широко применялась лыковая обувь. Она хорошо подходила для полевых и хозяйственных работ. Выделяют следующие типы лыковой обуви:

  • лапти «чабата» — носились поверх суконных или холщовых чулок и закреплялись оборами.

ВАЖНО. В непогоду и слякоть к лаптям прикрепляли деревянную подошву «таш табан».

  • плетеные башмаки «чабата башмак» — использовались в селах и деревнях в качестве домашней и дворовой обуви.

Зимой татарские женщины носили войлочную обувь, отделанную мехом, напоминающую обычные валенки.

Особенности свадебного наряда

Костюм невесты отличался особой пышностью и нарядностью, более дорогими материалами и обилием декоративных узоров и орнаментов. Но при этом платье должно быть закрытым и длинным. Чаще всего использовались традиционные татарские цвета – темно-зеленый, изумрудный, вишневый, ярко-голубой. Уже в 20 веке в свадебном наряде стал применяться белый цвет, который комбинировался с другими оттенками. Для торжественного случая все элементы женского костюма подбирались особенно тщательно, большое внимание уделялось сочетанию всех частей и аксессуаров комплекта между собой. Голова невесты покрывалась свадебной накидкой или праздничным расписным калфаком. Очень приветствуется наличие большого количества украшений – сережек, колец, браслетов – так как они указывают на высокий статус невесты.

Национальный костюм татар — это прекрасное наследие и гордость этого народа. Традиционный наряд представляет культурную, историческую и эстетическую ценность, может многое рассказать об обычаях и национальных особенностях татарского этноса. И хотя он претерпел много изменений, главная его основа осталась сохранилась как изящный, удобный и достойный элемент народной культуры.